5 сентября 2022 года в Пермском краевом суде начался судебный процесс по делу пермского стрелка Тимура Бекмансурова. Именно этот процесс стал главным в прошедшем году. РБК Пермь собрал главные события со всех судебных заседаний по делу пермского стрелка в одном материале.
6 сентября суд приступил к допросу потерпевших по делу. И первыми в суде выступали родители погибших от рук обвиняемого. Судья вызвал первую потерпевшую – мать погибшей Анны Айгельдиной. Она пересказала события того страшного дня.
«Они с женихом уехали за получением диплома в Пермский университет. Приехали в Пермь, отзвонились, что все в порядке. Потом увидела в интернете эти кадры и стала звонить дочери на ее телефон, не дозвонилась, до молодого человека тоже не дозвонилась…», – рассказала потерпевшая.
После суд перешёл к допросу отца погибшего студента Ярослава Арамелева.
«Я увидел списки погибших. Там был Арамиев Ярослав. Нашу фамилию всегда писали неправильно», – рассказал отец погибшего.
Следующей была допрошена мать погибшей студентки Александры Моховой.
«Мы переписывались буквально в это время. Последнее сообщение было чуть позже 11 часов. Потом, около 12 часов, я переслала ей сообщение о том, что в университете стрельба. Она уже не ответила. Я думала, что она в этот момент была на лекции…», – рассказала мать погибшей.
На следующий день в суде продолжился допрос потерпевших. 7 сентября суд, в основном, слушал показания студентов университета, которые были ранены при стрельбе. Согласно показаниям, каждый из них сначала услышал хлопки, но никто и не подозревал, что где-то стреляют.
«Услышала позади себя хлопки: думала, что это «бомбочки», которые школьники любят запускать. Я обернулась и увидела стрелка. Мы сразу побежали в университет в сторону восьмого корпуса. Мы снова услышали стрельбу в восьмом корпусе и побежали по переходу в первый корпус», – рассказала студентка Наталья Пантелеева.
Наталья Пантелеева получила травму затылочной части, ее отвезли в больницу, но госпитализировать не стали.
Но в судебном процессе участвовали потерпевшие, имевшие серьёзные ранения. Так, 8 сентября в суде выступал Сергей Юматов – студент, который получил тяжёлые ранения и проходил лечение в московской клинике.
«Я повернулся к нападавшему и крикнул ему «не стреляй в людей!» и поднял правую руку. По моей правой руке произошёл выстрел. Далее не помню подробностей, но меня попытались вывезти с территории университета. Я потерял сознание и очнулся в Москве. Затем на видеозаписи увидел, что выстрела по мне было три», – рассказал потерпевший.
Читайте на РБК Pro «1С» для управленца: пять сложностей самостоятельной настройки Ваш спич на корпоративе: две готовые модели нескучного выступления «Ловля» идей и 10 чашек кофе в день: как Дэвид Линч ищет вдохновение 30 вопросов, которые помогут подвести итоги и поставить цели на 2023 год
Юматов отказался от предъявления исковых требований к подсудимому. После окончания заседания в беседе с журналистами он объяснил, почему он так решил.
«С него нечего требовать. Что с него взять? Если я заявлю исковые требования, то они будут либо с него, либо его семьи взиматься. Ни с него, ни с его семьи брать нечего, да и его семью втягивать нет желания», – отметил Сергей Юматов.
Кроме того, в ответ на вопрос РБК Пермь Юматов рассказал о подробностях его перевозки в Москву и не очень хороших воспоминаниях от этого.
«Слышал гул самолета и буквально сквозь сон разговор: «Юматов. 180 – 80». Не самые приятные воспоминания, потому что это мой рост и вес. Было ощущение, что мне гроб готовят», – добавил студент.
Общая сумма судебных исков, предъявленных Тимуру Бекмансурову превысило 18 млн руб.
После допроса потерпевших, суд выслушал сотрудника ДПС Константина Калинина, который смог обезвредить Бекмансурова. Он рассказал суду полную хронологию событий в тот день.
«Мы находились в кабинете, оформляли дорожно-транспортное происшествие. О стрельбе я узнал от гражданского лица, который забежал к нам в кабинет и рассказал о том, что происходит. Я решил с напарником выйти и проверить. Студенты бежали, кричали, просили о помощи. Когда я бежал в сторону западного КПП, слышал несколько хлопков. Я кричал студентам, чтобы они уходили оттуда. Сам я зашёл на территорию университета и спросил, где находится стрелок. Мне показали на шестой корпус. Я зашёл в него и услышал, как стрелок ведёт огонь по людям, прыгающим из окон. Я понял, что он находится между первым и вторым этажом. Он спускался вниз и я встретимся с ним уже на первом этаже. Я крикнул ему «бросай», а он выстрелил в меня. Я применил ответный огонь», – рассказал Константин Калинин.
Константин Калинин выстрелил в Бекмансурова восемь раз – целый магазин. Как оказалось, шесть выстрелов пришлось в нападавшего, два – мимо. Когда Бекмансуров был ранен, он попытался дотянуться до ружья и выстрелить. Константин Калинин подошёл к стрелку, отбросил ружьё и спросил, есть ли у него другое оружие. После – достал нож и отбросил его. Во время разговора Тимур Бекмансуров сказал: «Убей меня». Стрелок был в сознании почти до приезда скорой – порядка 10 минут.
«Перед тем, как забежать через западное КПП, я зашёл на автостоянку, где пообщался с охранником. Сказал ему, чтобы он звонил в службы. На что он мне ответил «так вы же здесь»! В итоге я побежал дальше в сторону западного входа», – сказал Калинин.
20 сентября прошёл год с момента произошедших событий. В ПГНИУ в этот день состоялись мероприятия, приуроченные к годовщине трагедии 2021 года. В кампусе прошёл концерт памяти, организованный студентами вуза, открытая дискуссия об осмыслении насилия и совещание секции Совета ректоров Пермского края, посвящённое комплексной безопасности вузов.
В 13:30 в кампусе университета была объявлена минута молчания.
В октябре судебный процесс продолжился. 31 октября в краевом суде были озвучены показания Тимура Бекмансурова. Согласно им, в качестве мотива своего преступления подсудимый назвал желание умереть.
«Суицидальные мысли стали посещать его, когда он переехал в Пермь. Наложить на себя руки Бекмансуров не смог, так как «духа не хватило». Он устроил массовое убийство в надежде, что его убьют при задержании.
Тимур Бекмансуров расстался со своей девушкой, потому что боялся убить её. Из показаний подсудимого следует, что у него начались вспышки неконтролируемой агрессии. Он начал направлять её в сторону своей девушки («Она была в этом не виновата»).
Если бы 20 сентября 2021 года он встретил Анастасию Швецову (его бывшая девушка – прим.) на своём пути, то не стал бы стрелять в неё, так как любил», – следует из показаний стрелка.
Кроме того, подсудимый в показаниях заявил, что не помнит некоторые эпизоды убийств.
Через месяц после того, как его показания были озвучены, суд дал Бекмансурову возможность выступить с последним словом. Оно почти полностью совпадало с тем текстом, который зачитывал его адвокат: в последнем слове тогда обвиняемый просил соблюсти принципы гуманизма и учесть его положительные характеристики и отсутствие судимостей.
«Своё последнее слово хочу начать с того, что вину в совершении преступлений признаю в полном объеме. В содеянном раскаиваюсь. Ущерб, причиненный моими действиями, обязуюсь возмещать с помощью моей пенсии по инвалидности. А также в случае возможности по состоянию здоровья работать в исправительном учреждении – из получаемой заработной платы.
При вынесении итогового решения по уголовному делу прошу суд учесть в совещательной комнате состояние моего здоровья. А именно: инвалидность третьей группы, из-за которой я буквально прикован к костылям и инвалидной коляске.
Положительные характеристики по местам приписки и учёбы, активное сотрудничество с органами предварительного следствия. А именно: дача моих подробных, развернутых и правдивых показаний об обстоятельствах совершенных мной противоправных действий, чем я дал органам исследования возможность составления полной и объективной картины.
Принимая во внимание обстоятельства совершения преступлений, степень их общественной опасности, принципы социальной справедливости и гуманизма. В цели наказания в виде восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, и предупреждения совершения новых преступлений. Учитывая состояние моего здоровья, личностную характеристику, отсутствие судимости ранее, наличие совокупности смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств.
Прошу в процессе принятия итогового решения в полной мере реализовать принципы гуманизма и индивидуальности уголовного наказания. При разрешении вопроса о виде и размере наказания не применять в отношении меня максимального наказания. Более мне добавить нечего», – сказал обвиняемый.
Приговор Тимуру Бекмансурову объявили спустя месяц после того, как он выступал с последним словом. Пермский краевой суд назначил пожизненный срок лишения свободы устроившему стрельбу в ПГНИУ.
«Так как менее строгим наказанием невозможно добиться цели справедливости, а также предупреждения совершения новых преступлений», – сказал судья Сергей Коробейников.
Суд признал его виновным в убийстве, покушении на убийство, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, повреждении чужого имущества общеопасным способом (ч.3 ст.30, п. «а», «е», «и» ч.2 ст. 105; ст.317; ч.2 ст.167; п. «а», «е», «и» ч.2 ст.105 УК РФ).
В завершении процесса присутствующие на нём потерпевшие студенты высказались, отмечая справедливость наказния.
«Я доволен. Это справедливо», – прокомментировал приговор Бекмансурову пострадавший студент Абдулла Рузак.
Адвокат Тимура Бекмансурова заявил, что стороны защиты пока не знает, будут ли они обжаловать приговор.
«Оценку приговору можем дать только после скрупулезного его изучения. Потом подумаем, обжаловать или нет», – заявил защитник Бекмансурова Виктор Паньков.
Авторы Теги