Масленичная неделя в самом разгаре. Пока хозяйки орудуют сковородками и блинницами, экономисты считают, насколько в России прибавило в цене солнышко из теста. Кстати, на основной набор продуктов для кулинарного подвига (без учета сластей и начинок) среднестатистической семье требуется 323 рубля (два года назад Центробанк сообщал, что «блинная корзинка» стоила 287 рублей). Правда, сахар-молоко-мука не израсходуются в ноль, значит, и порционная стопка блинов обойдется дешевле.
Но что такое тарелка с постряпушками на столе по сравнению с гигантом на трехметровой сковороде под открытым небом, для которого нужно подготовить 100 куриных яиц, 20 килограммов муки, 30 литров молока и пару литров растительного масла? Над огромным кругляшом до пандемии при многотысячной толпе колдовали в Ялуторовске. Этой весной, к большому сожалению туристов, региональную Масленицу в "городе декабристов" отменили, причем в самый последний момент, а ведь команды блинопеков провели несколько тест-драйвов, чтобы в самый ответственный день установить очередной рекорд и вплотную подойти к регистрации бренда "Ялуторовск — блинная столица России". "Мы до последнего верили, что все состоится, но увы, — вздыхают представители культурного центра "Арт-Вояж". — Обязательно перевернем блин в День города, летом". Что же это за шоу, чей перенос вызвал неподдельное разочарование жителей разных городов, настроившихся на поездку в Западную Сибирь?Блинный фестиваль в городе стоит порядка пяти миллионов рублей — он устраивается всем миром
Раньше в каждом населенном пункте масленичные гуляния проходили как под копирку: люди знали, что будут ярмарка, игры, сжигание чучела — вот, собственно, и все. Пока в 2006 году с претензией на уникальность не выступили ялуторовчане, захотевшие во что бы то ни стало превратить народную традицию в туристическое событие национального календаря.
— Первый праздник, причем довольно скромный по сравнению с последующими, на Сретенской площади в центре города мы провели 16 лет назад: кулинары просто испекли большой блин и угостили зрителей, — рассказывает представитель оргкомитета Анастасия Петелина.
Одна Масленица сменяла другую, а культорганизаторы не сдавались: увеличивали размер посуды, устраивали командные соревнования по выпеканию гигантского блина, а из его переворачивания и раздачи готового блюда устраивали целое шоу. В 2019-м ялуторовские блинопеки попали в Книгу рекордов России с самой большой рабочей сковородой в стране — 3 метра 2 сантиметра диаметром. Еще через год, как раз накануне пандемии, зафиксировали 40 тысяч зрителей и добавили несколько метровых сковородок для непрофессиональных участников. В прошлом сезоне из-за ковидных ограничений массового мероприятия не случилось, зато приключение-бродилка "Масленичный разгуляй" получило Гран-при Всероссийской национальной премии Russian Event Awards в номинации "Лучшее детское туристическое событие".
Самое необычное в этой истории даже не то, что в проведение гастрономического праздника вовлечены практически все местные бизнесмены, а то, что они в него активно вкладываются.
— Блинный фестиваль в городе, по моим подсчетам, стоит порядка пяти миллионов рублей — он и правда устраивается всем миром, потому что у нас есть интерес к продвижению территории, — подчеркивает председатель Ялуторовского отделения "Опоры России" Егор Ефимов. — Средства города в основном идут на установку творческих площадок, аренду экранов, оплату работы артистов, фотографов, видеооператоров. Областное правительство поддерживает информационно. Остальное — деньги предпринимателей. Продукты для выпекания блинов-гигантов и брендированные подарки для победителей конкурсов предоставляют местные товаропроизводители. Кстати, за предыдущие годы спонсоры пожертвовали для Масленицы 7000 яиц, две тонны муки и тысячу литров молока. В этом году израсходовали ингредиентов на три кругляша, выпеченных во время предпраздничных репетиций. Остальное, если ситуация с коронавирусом выправится, выдадут в День города.
Окупаются ли вложения? Ефимов говорит, что чисто финансово — нет (в плюсе только общепит, расставляющий палатки, и гостиницы), зато эмоционально — на 100 процентов.
— Пока мы проводим праздник ради праздника. Но, надеюсь, в будущем повторим механизм европейских гастрономических торжеств, когда каждый потраченный рубль будет возвращаться в двойном размере, — замечает представитель предпринимательского сообщества Ялуторовска.
Компетентно
Мария Трофимова, директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области:
— Туризм — очень динамичное направление, развитие которого трудно распланировать даже на пять лет вперед. Эта отрасль во многом — эмоции, впечатления, что, конечно, невозможно сопоставить с деятельностью завода, выпускающего определенное число автомобилей в год. Привлечь сразу массу туристов в город, в регион невозможно. Нужно потратить много времени и сил, чтобы люди поверили. Ялуторовчане ежегодно аккумулируют десятки интересных событийных проектов. Какие-то выстреливают. Да, сейчас они тратятся, но одновременно вкладывают в будущее территории.