Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

0
353

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбратьМногие автовладельцы уверены, что  огнетушитель для машины — пережиток прошлого. Дескать, современные авто­мобили стали безопаснее и надёжнее, и случаи их само­возгорания — большая редкость. И что огне­тушитель нужен только для техосмотра или чтобы инспектор ГИБДД на дороге не придрался. Поэтому для таких целей подойдёт любой подобный прибор красного цвета. Однако на деле к автомо­бильным огнетуши­телям предъявляются серьёзные требования. И кто даст гарантию, что такая редкая неприят­ность, как пожар, не случится именно с вашим авто­мобилем? Поэтому давайте разберёмся, какой огне­тушитель лучше иметь в своём автомобиле, чтобы не возить его просто мёртвым грузом.

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

Зачем нужно возить огнетушитель в автомобиле

Помимо очевидной причины — чтобы при случае потушить пожар, возникший в автомобиле или около него, огне­тушитель защищает авто­владельца ещё и от штрафов. Правила дорожного движения преду­сматривают, что автомобиль разрешено эксплуатировать только в том случае, когда он исправен и укомп­лектован знаком аварийной остановки, аптечкой и огнетуши­телем. Так написано в пункте 7.7 Положения о допуске ТС к эксплуатации. Этот документ, в свою очередь, основан на требо­вании технического регламента Таможенного союза к комплект­ности автомобиля. Там в пункте 11.4 огнетушитель присут­ствует в перечне обязатель­ного оборудо­вания для автомобилей абсолютно любого типа.

На этом же пункте техрегламента основаны и постулаты постанов­ления Правитель­ства РФ о проведении технического осмотра, где в п. 58 сказано, что огне­тушитель должен быть у любого транспортного средства. В противном случае оператор пункта ТО диагно­стическую карту не выдаст. И будет прав — потому что есть часть 2 статьи 14 закона «О техосмотре», в которой сказано, что любое несоответ­ствие машины хотя бы одному обязатель­ному требованию служит причиной для запрета на использо­вание автомобиля.

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

Чем грозит отсутствие в машине огнетушителя

Пункт 1 статьи 12.5 КоАП предусматривает штраф в размере 500 рублей для тех, кто нарушит Основное положение о допуске к эксплуатации транспортных средств. И в этом положении чётко сказано: если в машине нет огнетушителя, на ней ездить нельзя.

Такой же штраф могут выписать и в случае, если огнетушитель есть, но уже был использован или если закончился срок его годности. Потому что и автоштрафы в КоАП, и ПДД, и Положение о допуске ТС к эксплуатации основаны на техрегламенте Таможенного союза. А там в п. 11.4 чётко написано, что на момент любой проверки — оператором ТО или инспектором ГИБДД — огнетушитель должен быть опломбирован, а срок его эксплуатации должен быть не истёкшим.

Однако на дороге до штрафа может и не дойти, если вы (и инспектор ГИБДД) будете помнить о букве закона. Во время остановки на дороге водитель обязан предъявить инспектору, который его остановил, только права, СТС и полис ОСАГО — так написано в п. 2.1.1 ПДД. Если инспектор просит показать что-либо из содер­жимого машины, то такие действия подпадают под определение «досмотр». Чтобы их провести, инспектору придётся не только составить отдельный протокол, но ещё и найти двух понятых, которые должны присут­ствовать при любом досмотре. Поэтому, если сотрудник дорожной полиции спросит про огнетушитель и он у вас есть, так и отвечайте. Но сразу предупредите собеседника, что покажете его только в рамках процедуры досмотра.

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

Как устроен автомобильный огнетушитель

Так же, как и любой другой. Ведь главная задача огнетушителя — залить огонь веществом, препят­ствующим горению. Оно может быть разным (об этом чуть ниже), но принцип работы всех огне­тушителей одинаковый. Как и основные составляющие его конструкции.

Баллон с сифонной трубкой. В него заправлены газ, порошок или рабочая жидкость. При активации огне­тушителя содер­жимое баллона выходит по трубке под действием давления. Для этого в баллон может быть сразу заправлен газ — такой огнетушитель называют закачным.

У баллонов более сложной конструкции внутри есть допол­нительная ёмкость с ещё одним веществом, выполняющая функции газо­генератора. При использо­вании огнетушителя это вещество вступает в реакцию, при которой образуется газ, давление которого выталкивает рабочее вещество из прибора.

Запорно-пусковое устройство. Это «спусковой крючок», с помощью которого огнетушитель приводится в действие. Устройства могут отличаться по конструкции, но активируются они одинаково. Сначала, как правило, нужно выдернуть страхо­вочный стопор (чеку), потом нажать на рычаг — он откроет огне­тушитель, запустит (при необходи­мости) газогенератор, и вещество начнёт поступать из баллона.

Направляющее устройство. Это раструб или шланг с насадкой, оснащённой допол­нительным разбрызги­вателем — всё зависит от того, чем заправлен огнетушитель. Через них выходит рабочий состав, который нужно направить на очаг возгорания.

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

Какими бывают огнетушители

Огнетушители принято классифицировать по типу рабочего вещества, которое не только определяет нюансы их конструкции, но и то, что именно можно потушить тем или иным прибором. Сегодня существуют огне­тушители нескольких видов.

Углекислотный. Внутри баллона — жидкая угле­кислота под давлением. По сифонной трубке она подаётся в раструб, превращаясь в углекислый газ на выходе. Газ покрывает очаг возгорания, мешая доступу кислорода, и останав­ливает горение.

В углекислотных огнетушителях (ОУ) используется прочный стальной баллон, приспособ­ленный выдер­живать высокое давление. Такие агрегаты много­разовые, их можно пере­заправлять. Ещё одно достоинство – «чистота» тушения. Сделав свою работу, углекислота просто испаряется, не оставляя следов.

Но следует помнить, что ОУ плохо работает на сильном холоде, а обилие углекислого газа в замкнутом помещении опасно для человека — могут начаться проблемы с дыханием. И во время тушения нельзя держать раструб огнетушителя рукой – при испарении жидкости он сильно охлаждается, что грозит обморожением.

Порошковый. В баллоне такого огнетушителя содержится особый порошок, который подаётся в сифонную трубку газом. Газ может быть закачан в баллон вместе с порошком, нагнетаться из допол­нительной встроенной ёмкости или с помощью газо­генератора. У порошко­вого огнетушителя (ПО) к запорному устройству обычно прикреплён шланг с соплом. Порошок можно подавать разом или порциями — попав на источник огня, он изолирует его от воздуха и прекращает горение.

Главный минус ПО — недолгий срок годности, всего 2–3 года. После этого порошок слёживается и может уже не распылиться. Поэтому огнетушитель приходится менять. Кроме того, в процессе тушения налёт порошка покрывает всё вокруг очага возгорания, и удалить его потом непросто.

Водно-эмульсионный. Внутри этого огнетушителя — вода с добавками, содер­жащими фтор, которые не дают ей замерзать. Также фторо­содер­жащие вещества помогают тушению — в смеси с ними жидкость при контакте с огнём превращается в плотную плёнку, которая препят­ствует горению.

Корпус такого огнетушителя служит 5 лет. Однако нужно помнить, что любой металли­ческий сосуд, содер­жащий воду, способен ржаветь изнутри. Огнетушитель не исключение. К тому же такие огнетушители не рекомендуют хранить при температуре ниже +5 °С — их производительность снижается.

Пенные. Приборы этого типа существуют в двух вариантах. В химический пенный огнетушитель (ОХП) закачано щелочное вещество, а также помещена изолиро­ванная ёмкость с кислотой. Когда огнетушитель приводят в рабочее состояние, кислота смеши­вается с щелочным напол­нителем — в результате химической реакции начинает образовы­ваться пена, которая тушит огонь.

У воздушно-пенных огнетушителей (ОВП) внутри находятся вещества, которые превращаются в пену при контакте с воздухом. Все пенные огне­тушители одноразовые, их не снаряжают повторно. Зато они относи­тельно дешёвые.

Аэрозольный. Внешне напоминает обычный аэрозольный баллон, а внутри у него галоидиро­ванные угле­водороды. Это специальные органиче­ские вещества, в молекулах которых часть водорода замещена атомами галогена (фтора, хлора и т.д.). За счёт этого они подавляют горение, подобно тому, как это делает угле­кислота. Аэрозольный огнетушитель одноразовый, его нельзя заполнить повторно. Считается, что этот тип огнетушителя не слишком эффективный.

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

Какие огнетушители подходят для автомобиля

Специфика эксплуатации автомобилей предъявляет допол­нительные требования и к огнетушителям. Держать в багажнике просто «какой-нибудь» неправильно — в критический момент он может не справиться с задачей. Поэтому законо­дательство регламентирует автомобильные огнетушители отдельно.

Объём и количество. В техническом регламенте Таможенного союза требования к огне­тушителям зависят от класса автомобиля. Так, в машине класса М1 (то есть легковые авто­мобили) должен быть огнетушитель объёмом не менее 1 литра, а в грузовике или автобусе – не менее 2 литров.

При этом у действующего свода правил СП 9.13130.2009 «Пожарная техника» более жёсткие требования: в легковушках огнетушитель должен быть не менее 2 литров. Во всех остальных авто­мобилях — два таких огнетушителя: один в кабине, второй в пассажирском салоне или в кузове. Если же грузовик предназ­начен для перевозки опасных грузов, то один огне­тушитель у него должен быть закреплён на шасси, а второй — рядом с цистерной или в кузове.

Лучше ориентироваться на более строгие требования пожарных и держать в легковой машине как минимум один двух­литровый огнетушитель.

Условия хранения. Для легковых автомобилей конкретное место распо­ложения огнетушителя не определено, даже если инспектор на дороге или проверяющий на техосмотре пытается убедить вас в обратном. Написано лишь, что прибор должен быть легко доступен для водителя, поэтому огнетушитель можно держать как в салоне, так и в багажнике. Можно даже снаружи автомобиля (например, в пикапе), но тогда, согласно требованиям правил, его нужно защитить от снега, дождя и грязи. Хранят огнетушитель обычно на специальном кронштейне, который крепится к кабине или кузову. Но подойдёт и боковая ниша в багажнике.

Действующее вещество. В законодательстве для большинства автомобилей разрешено использовать огнетушители как с порошковым, так и с зарядом на газовой или водной основе. Но на практике лучше выбирать между порошковым и углекислотным.

Они универсальны и подходят, в том числе, для тушения горящей электро­проводки. В то время как вещество на основе воды в случае такого возгорания способно усугубить проблему, спрово­цировав короткое замыкание. Ведь вода проводит электричество.

То же касается пенных огнетушителей: ими нельзя гасить огонь на деталях под напряжением. Кроме того, большинство из них неработо­способны при низких температурах, поэтому применяют ОХП и ОВП, в основном, в помещениях.

Однако никто не запрещает вам возить огнетушитель любого типа как допол­нение к обязательному угле­кислотному или порошковому.

Есть и ещё одно требование к автоогнетушителям. В ГОСТе 51057-2001, регла­ментирующем переносные огнетушители, и в упоминав­шемся своде правил СП 9.13130.2009 сказано, что огнетушители, рекомендо­ванные для использо­вания на транспортных средствах, должны сохранять прочность и работо­способность после транспортной тряски. Подтвердить эту их способ­ность произво­дителю нужно во время специального теста на вибростенде. Если огнетушитель его прошёл, в паспорте прибора ставится соответ­ствующая отметка. И только огнетушители с такой отметкой можно использовать в машине на законных основаниях.

Предназначение огнетушителя, правила его использования, а также связанные с ними ограни­чения обязательно отражаются не только в паспорте агрегата, но и в этикетке на его корпусе, это тоже требование законо­дательства. Там же указаны и сроки годности вещества и баллона, а также класс пожара, для которого он предназ­начен. Если огне­тушитель многоразовый, то маркирована должна быть и дата заправки. Запорно-пусковое устройство обязательно снабжается пломбой.

Зачем нужен огнетушитель в машине и как его выбрать

Как часто нужно проверять и заправлять огнетушитель

Порошковый огнетушитель, который держат в салоне машины, нужно проверять каждый год — порошок в нём может собираться в комки и приходить в негодность. А если на машине такой огнетушитель размещён за пределами кабины или подвергался неблаго­приятным климатическим воздей­ствиям, то его следует ежегодно перезаряжать.

Автомобильные огнетушители остальных типов, угле­кислотные или на водной основе, должны заполняться заново раз в два года. Если пере­зарядить их невозможно — как, например, аэрозоль­ные, то раз в два года нужно покупать новый. Впрочем, в случае с огне­тушителем для легкового автомобиля покупка нового обычно проще, чем перезарядка, вне зависимости от его типа.

Проверять и переснаряжать огнетушители могут только организации, у которых есть соответ­ствующая лицензия МЧС. Во время процедуры обследуют баллон. На нём не должно быть вмятин или глубоких царапин, проверяют исправ­ность манометра, если он есть, работо­способность запорного устройства и системы распыления. У порошковых контроли­руют состояние огнетушащего вещества. Если в порошке появились комки, его придётся заменить.

Когда процедура окончена, на запорное устройство огнетушителя крепят новую пломбу, а на его корпус — наклейку с данными проверки и новыми сроками действия. Информацию обо всех проведённых действиях заносят в паспорт огнетушителя.

Итак, совсем коротко

  • – Возить с собой огнетушитель нужно, это требование ПДД. А вот предъявлять его на дороге вы обязаны только в том случае, если инспектор готов провести досмотр: пригласить двух понятых и составить протокол.
  • – Исправный огнетушитель с неистёкшим сроком годности нужно предъявлять во время проведения ТО, иначе машину не допустят к эксплуатации и сделают запись об этом в диагно­стической карте.
  • – У огнетушителя, который предназначен для автомобилей, в документах должна быть пометка, что он прошёл специальный тест на вибростенде. Такой тест подтверждает, что огнетушитель останется работо­способным и исправным после долгой тряски в автомобиле.
  • – Огнетушитель для легковушки должен быть объёмом не менее 2 литров, а для более крупного транспорта их требуется минимум два.
  • – Хорошо, если в огнетушителе, предназна­ченном для автомобиля, не будет воды ни в каком виде: иначе его нельзя будет применять в случае возгорания электро­проводки. Лучше всего подойдёт порошковый или угле­кислотный огнетушитель.
  • – Любой огнетушитель всегда должен быть в порядке: заправлен, опломбирован и снабжен наклейкой и паспортом, которые подтвердят, что он исправен, а срок действия баллона и вещества в нём не истёк.