Госпрограмма и китаизация: что пережил авторынок Прикамья в 2023 году?

0
94

Госпрограмма и китаизация: что пережил авторынок Прикамья в 2023 году?

РБК Пермь собрал полную хронологию того, как себя чувствовал автомобильный рынок Пермского края в 2023 году.

«Нет поставок»

В начале 2023-го цены на автомобили вырастут на 10%. Такой прогноз в первые дни нового года РБК Пермь дал гендиректор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский.

Это было связано с тем, что в январе 2023 года цены на авто прошлых лет не росли. А по поставкам свежих моделей существовало много неопределённостей. При этом в пермском центре «Автопрестиж» пояснили, что рост может начаться не ранее, чем через полгода.

«Mitsubishi не сказали, что они уходят с рынка, работа продолжается, но при этом никакого производства машин нет. И врядли ранее второго квартала текущего года оно появится. Поэтому нет поставок, есть незначительные остатки 2022 года производства, поэтому продаём их», — рассказал тогда менеджер по продажам автомобилей и обучению персонала ГК «Автопрестиж» Артур Тетерин.

Тренд на новинки

По итогам первого месяца зимы объём выданных автокредитов в Прикамье вырос как в количественном, так и в денежном эквиваленте— в 1,4 и 1,2 раза, соответственно. Пермяки отдавали предпочтение новым авто и брали займы на покупку: Lada, Haval, Hyundai и подержанных Kia, Lada и Renault. Средний чек автокредита составил 640 тыс. руб. на новую машину и 778 тыс. руб. на поддержанную. При этом специалисты заметили, что 8 из 10 кредитов были оформлены именно на новые автомобили.

«В дальнейшем рост рынка и скорость восстановления напрямую зависят от мер господдержки отрасли и отсутствия серьёзных внешних макроэкономических потрясений. При соблюдении данных условий намеченный тренд роста продолжится», — спрогнозировали тогда в пресс-службе «Открытие Авто».

Просел на треть

В феврале тенденция продолжилась. Всего по итогам второго месяца года на территории региона, по данным агентства «Автомаркетолог», было продано свыше 1 тыс. новых автомобилей, из которых 669 машин, а это 60%, составили модели Lada. Рыночная доля данного бренда доказывала стабильность с начала года (в январе доля рынка составила— 55%), при этом почти в два раза выросла по сравнению с прошлогодним февралём (29%).

Все Крупнейшие строительные компании региона

Госпрограмма и китаизация: что пережил авторынок Прикамья в 2023 году?

ООО «ЭТАЛОН» Выручка 15,8 млрд ₽

Госпрограмма и китаизация: что пережил авторынок Прикамья в 2023 году?

АО «НЬЮ ГРАУНД» Выручка 6,5 млрд ₽

Госпрограмма и китаизация: что пережил авторынок Прикамья в 2023 году?

ООО «СМТ «БШСУ» Выручка 3,7 млрд ₽

Госпрограмма и китаизация: что пережил авторынок Прикамья в 2023 году?

АО «СПК» Выручка 3,3 млрд ₽

В абсолютных показателях продажи отечественного автоконцерна продолжали восстанавливаться: они выросли на 26% относительно января нынешнего года и почти вполовину по сравнению с февралём 2022 года. В целом авторынок в регионе по сравнению с февралем 2022 года просел более чем на треть. А рынок подержанных авто в регионе в пять раз больше, чем новых машин: в феврале было продано почти 6 тыс. подержанных авто. Выбор по моделям на нём гораздо обширнее, а цены более демократичные, чем на первичном сегменте, что объясняет больший интерес клиентов, объяснили представители отрасли.

«Китаизация» рынка

Зима 2023 года на региональном рынке прошла ещё и под эгидой «китаизации». Совокупная доля китайских брендов по итогам февраля достигла 24%. Для сравнения, в январе 2023 года она была ещё чуть выше— 26%. Доля российских брендов при этом составляла 60%. Уступая по объёмам реализации российским маркам, китайские авто лидировали в структуре финансовой ёмкости авторынка. Причина— более высокая средневзвешенная цена. Именно за счёт неё денег на покупку китайских машин тратится больше.

К примеру, банк «Открытие» в Пермском крае по итогам февраля выдал автокредитов на четверть больше показателя аналогичного периода 2022 года. При этом средний чек по выданным займам на китайские бренды более, чем в три раза превысил средний размер кредитов на отечественные автомобили.

После «затишья»

По итогам марта 2023 в Прикамье число выданных автокредитов составило почти 1,6 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с февралём 2023 года на 19,2%. Такие данные представили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).

«После некоторого «затишья» в конце 2022 года, в начале 2023 года рынок автокредитов активизировался, а в марте и вовсе вышел на уровень начала 2022 года. Рост выдачи автокредитов обусловлен возобновлением в начале года госпрограммы льготного автокредитования, а также ростом продаж в кредит автомобилей с пробегом»,— отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Вновь в рост

Продажи новых автомобилей в Пермском крае в мае вновь увеличились. Рост составил 9% по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года. Такие данные по запросу РБК Пермь предоставил сервис «Дром». По их данным, первое место по продажами новых авто в регионе заняла Lada.

«За месяц в Пермском крае реализовано около 200 автомобилей Lada, размещённых на классифайде. Чаще всего жители Прикамья покупали Lada Granta, Lada Niva Travel, Lada Niva Legend и Lada Granta Cross», — пояснили в пресс-службе «Дрома».

Автоэксперты связывали это с тем, что на рынок выходят бренды из Поднебесной. Кроме того, имеется возросший спрос к подержанным авто по причине того, что ценники на новые машины взлетели и многие дилеры взяли курс на повышение складов по автомобилям с пробегом.

Спрос на авто с пробегом

По итогам лета 2023 года в Пермском крае на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос спрос на иномарки с пробегом. Самыми предлагаемыми брендами в сегменте стали:Kia, Hyundai, Toyota, Chevrolet и Renault. Такие данные предоставили специалисты «Авито Авто».

В Пермском крае в июне-августе автомобиль иностранного бренда с пробегом в среднем можно было купить за 1,05 млн руб. Доля иностранных авто в структуре предложения машин с пробегом в регионе летом 2023 года превысила 66%.

В июне-августе 2023 года лидером в рейтинге самых продаваемых иностранных моделей на рынке авто с пробегом в регионе стала Hyundai Solaris. Второе место по количеству объявлений о продаже на платформе разделили Chevrolet Niva, Kia Rio и Ford Focus. На третьем месте— Renault Logan.

Постепенное восстановление

В июле-сентябре 2023 года продажи на вторичном авторынке региона увеличились на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Средняя цена авто с пробегом в третьем квартале года в Пермском крае выросла более чем треть год к году и достигла 570 тыс. руб. Данные предоставили аналитики «Авито Авто».

Таким образом, рейтинг самых продаваемых на рынке моделейс пробегом иценой от 3 млн руб. возглавилаToyota Land Cruiser. Вторую строчку занял Hyundai Santa Fe. На третьем— Toyota Land Cruiser Prado, четвертое у BMW X5. Замкнул рейтинг Hyundai Tucson.

Благодаря госсубсидированию

Несмотря на то, что ряд покупателей отложили во второй месяц осени приобретение машины из-за геополитической напряжённости, выдачу автокредитования в целом, как и прогнозировалось, поддержала льготная программа. «Открытие Авто» специально для РБК Пермь оценил свои кредитные выдачи в Прикамье в октябре 2022 года. Количество выданных банком в октябре в Пермское крае автозаймов превысило как показатели прошлого месяца, так и октября 2021 года.

«Согласно статистике выдач, мы не наблюдали падения спроса в октябре. Количество поступивших заявок оказалось на уровне прошлого месяца, а число выданных банком автокредитов превысило показатели сентября 2022 года и октября как в штуках (плюс 13% и 19% соответственно), так и в денежном эквиваленте (плюс 9% и 28%). Выдачу при этом продержала программа госсубсидирования: более половины оформленных в октябре автокредитов пришлись в банке на госпрограмму льготного автокредитования», — рассказалив «Открытие Авто».

В октябре заёмщики чаще всего оформляли автокредиты на новые машины— на них пришлось 65% выдач. Средний чек автокредита на новый автомобиль в Пермском крае в октябре, по данным банка, составил 818 тыс. руб. Автокредиты на новые авто чаще всего брали на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб., сроком более 5 лет и с первоначальным взносом 20-30%. В октябре среди наиболее популярными кредитными марками новых авто оказались: Lada и сразу два китайских бренда— Haval и JAC.

Прогноз на 2024 год

Авторынок региона края ждёт повышения цен с начала 2024 года, отмечают автодилеры. Федеральные эксперты говорят, что в следующем году стоимость автомобилей в России может повыситься на 10-25%. На пермском рынке— рост будет не таким высоким, как заявляют федеральные коллеги, отмечают местные специалисты.

«Традиционно подорожание всегда происходит на 5-6% на новый год. Сейчас много внешних факторов, которые влияют на стоимость авто. В частности, курс доллара, новые законы, которые государство вводит и уточняет. В текущем году, например, активно завозились автомобили по параллельному импорту. Продажи новых машин немного «буксовали», если и были по ряду брендов. Сейчас этот канал частично перекрыт. Спрос на новые автомобили будет расти»,— считает менеджер по продажам автомобилей и обучению персонала ГК «Автопрестиж» Артур Тетерин.

Усложнение и удорожание параллельного импорта весомо повлияет на стоимость уже ввезённых автомобилей. Получается, что покупатель, по сути, оказался в ситуации выбора без выбора. Ведь на рынке сейчас остались лишь китайские автомобили.

«Частные игроки на рынке столкнулись с большими сложностями ввоза авто. Кроме того, утилизационный сбор, действующий с 1 августа, привёл к критичным убыткам, как и волатильность цен на автомобили в странах вывоза. На данный момент цены на привезённые авто, как на фондовой бирже, каждый день «гуляют» вверх-вниз», — поделился специалист по подбору автомобилей Владислав Щербина.

Предпосылок для снижения цен на вторичным рынке, по его мнению, тоже нет. По прогнозам автоэксперта, цены взлетят сразу на 5-10%. Основная причина— дефицит автозапчастей.

«Автозапчасти на подсанкционные машины будут увеличиваться в цене, потому что поставка дорожает и усложняется. На разборках запчасти заканчиваются, а китайские производители привезли много новых машин, а с запчастями, насколько я понимаю, небольшие проблемы. Даже когда заказываешь запчасти по VIN-коду, проблематично найти то, что стоит на машине. Это затруднение распространяется не только на китайских производителей, но даже на Vesta. И связано оно с тормозной системой»,— поделился автоэксперт Владимир Чавчавадзе.

Флагманом, который задаст тон на весь следующий год, станет первый квартал 2024 года, отмечают автоэксперты. Рост авторынка будет происходить в основном за счёт продаж китайских брендов. Что касается покупательской способности, то повысить её смогут два фактора: лояльные кредитные программы и стабильный курса рубля.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Авторы Теги