Как промышленники решают главную проблему российской экономики

0
57

Как промышленники решают главную проблему российской экономики

Встречи и прямая работа с молодежью являются одними из главных инструментов по привлечению кадров для бизнеса Российские предприятия, столкнувшись с ростом конкуренции на кадровом рынке, разрабатывают программы по привлечению новых сотрудников и их развитию на производстве. Компании начинают работу с будущими специалистами уже со школы, помогая им поступать на востребованные специальности. Также их проекты помогают совершенствовать систему образования. Как именно, URA.RU рассказала вице-президент ЕВРАЗа по персоналу Елена Самсонова.

— Почему в промышленности и крупных компаниях так актуален вопрос поиска кадров?

— Кадровый дефицит — это, к сожалению, тенденция последних лет. Причины: демографическая ситуация, снижение привлекательности рабочих и инженерных специальностей, сложности в системе образования.

Для бизнеса молодежь — это «задел» на будущее. Если мы сейчас не будем вкладываться в подготовку персонала, то в какой-то момент у нас не будет достаточного количества сотрудников. Сегодня с кем бы вы ни поговорили: будь это пищевая промышленность, сектор услуг, металлургия или другая индустрия — все испытывают дефицит кадров.

Как промышленники решают главную проблему российской экономики

Елена Самсонова на встрече с участниками чемпионата «Хайтек», где ЕВРАЗ завоевал 9 призовых мест

Конкуренция начинается с момента, когда школьники только задумываются о выборе профессии. Именно поэтому мы начинаем работу с молодежью уже со школьной скамьи. Студентов старших курсов охотно берем стажировку, обсуждаем с ними карьерные треки, частично компенсируем аренду жилья для иногородних

— На какие категории молодежи компании делают ставку в этой борьбе?

— Для нас важен постоянный приток молодых сотрудников разного уровня и профилей. Мы привлекаем как выпускников школ, так и студентов, выпускников средних учебных заведений и вузов.

Мы понимаем, что качественное образование по профессии — это совместная работа образовательных учреждений и компаний. Только тогда студенты в процессе обучения смогут получить не только знания, но и навыки, и даже опыт решения практических задач, которые востребованы на реальном производстве.

— Как предприятия влияют на образование?

— Два года назад совместно с Нижнетагильским филиалом УрФУ и СибГИУ мы разработали программу инженерного бакалавриата. Она построена на идее дуального обучения. Студент получает теоретические знания в образовательном учреждении, а практические — на заводе. Курс строится вокруг реальных проектов на производстве.

С сентября 2023 года по программе начали учиться первые студенты. Уже с первого года обучения они начинают выполнять практические задания.

Мы также подписали соглашение о создании консорциума с СибГИУ и УрФУ, что позволит нам не только готовить кадры, но и заниматься научно-исследовательскими проектами.

— То есть студент уже во время учебы получает гарантии трудоустройства?

— Да. На последних курсах обучения студенты уже могут совмещать обучение и работу, получать зарплату.

— Но почему компаниям приходится заниматься этими программами? «Технарям» и так каждый год выделяют дополнительные места в вузах

— Несколько лет назад мы заметили, что количество бюджетных мест в университетах по инженерным специальностям начали стремительно сокращать. Они не заполнялись, все меньше выпускников их выбирали. Нам важно было снова наполнить этот поток и заинтересовывать абитуриентов поступать на востребованные специальности.

— Сказывается сложность поступления на технические направления?

— Многие абитуриенты стараются не «заужать» возможности. Им кажется, что если выбрать профессию механика, то ты будешь механиком где угодно. А якобы если выбрать профессию металлурга — ты будешь работать только на металлургическом производстве.

Еще одно ограничение заключается в том, что для поступления на любую инженерную специальность нужно сдать ЕГЭ по физике и математике. У многих есть убеждение, что надо готовиться уже с пятого класса. Если знания по математике в школе не блестящие, то подросток считает себя гуманитарием и не представляет себе, что может успешно сдать ЕГЭ по ней.

— То есть решать проблему надо еще в школе, на уровне подготовки к ЕГЭ?

— Да, и мы помогаем в этом. У нас стартовал проект «Академия карьеры ЕВРАЗа». Он тесно связан с инженерным бакалавриатом. Это единая цепочка — школьник с нашей поддержкой может бесплатно подготовиться к ЕГЭ, сдать его, поступить в вуз и прийти к нам на работу.

Мы начали бесплатные занятия по подготовке к ЕГЭ по математике и физике. Они проводятся онлайн, так как в программе участвуют ребята из других городов. Но есть и очные группы.

В курс входят профориентационные встречи с экспертами ЕВРАЗа, на которых они рассказывают о профессиях в компании, какое образование требуется. Проводится очный интенсив, во время которого мы знакомим ребят с предприятием, а иногородних — еще и с городом. Они также проходят олимпиады и чемпионаты, которые позволяют получить дополнительные баллы ЕГЭ для поступления.

— В чем выгода вузов от таких инициатив? Просто в увеличении числа бюджетных мест и студентов?

— Такие программы повышают престиж вузов, привлекают абитуриентов, способствуют развитию научно-исследовательской базы. Эта практика распространена во многих отраслях промышленности и экономики. Нас также поддержали федеральные учебные заведения — МФТИ, МИФИ. Они заинтересованы в повышении уровня подготовки школьников по базовым предметам.

— Тогда может не всем нужно всем гнаться за дипломом? Или добиться успеха без «вышки» невозможно?

— Это личное решение каждого человека. Сейчас рабочие профессии не менее интересны, что подтверждает мой опыт взаимодействия с нашими рабочими. Мы видим, что рабочие специальности крайне востребованы на рынке.

Но от уровня образования зависит работа, которой планирует заниматься человек. Окончив техникум и получив рабочую профессию, молодой человек может стать очень востребованным рабочим, дорасти до мастера и начальника участка. Но если ему больше интересна инженерная работа, то потребуется высшее образование. Оно даст возможность стать востребованным экспертом на производстве, а в будущем — топ-менеджером компании. Мы рады видеть у себя специалистов как со средним специальным, так и с высшим образованием. А тем, кто профильного образования не имеет, мы готовы дать рабочую профессию в наших учебных центрах.

Если вы хотите сообщить новость, напишите нам

Подписка на URA.RU в Telegram — удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Как промышленники решают главную проблему российской экономики

Как промышленники решают главную проблему российской экономики

Все главные новости России и мира — коротко в одном письме. Подписывайтесь на нашу ежедневную рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть

Как промышленники решают главную проблему российской экономики

Российские предприятия, столкнувшись с ростом конкуренции на кадровом рынке, разрабатывают программы по привлечению новых сотрудников и их развитию на производстве. Компании начинают работу с будущими специалистами уже со школы, помогая им поступать на востребованные специальности. Также их проекты помогают совершенствовать систему образования. Как именно, URA.RU рассказала вице-президент ЕВРАЗа по персоналу Елена Самсонова. — Почему в промышленности и крупных компаниях так актуален вопрос поиска кадров? — Кадровый дефицит — это, к сожалению, тенденция последних лет. Причины: демографическая ситуация, снижение привлекательности рабочих и инженерных специальностей, сложности в системе образования. Для бизнеса молодежь — это «задел» на будущее. Если мы сейчас не будем вкладываться в подготовку персонала, то в какой-то момент у нас не будет достаточного количества сотрудников. Сегодня с кем бы вы ни поговорили: будь это пищевая промышленность, сектор услуг, металлургия или другая индустрия — все испытывают дефицит кадров. Конкуренция начинается с момента, когда школьники только задумываются о выборе профессии. Именно поэтому мы начинаем работу с молодежью уже со школьной скамьи. Студентов старших курсов охотно берем стажировку, обсуждаем с ними карьерные треки, частично компенсируем аренду жилья для иногородних — На какие категории молодежи компании делают ставку в этой борьбе? — Для нас важен постоянный приток молодых сотрудников разного уровня и профилей. Мы привлекаем как выпускников школ, так и студентов, выпускников средних учебных заведений и вузов. Мы понимаем, что качественное образование по профессии — это совместная работа образовательных учреждений и компаний. Только тогда студенты в процессе обучения смогут получить не только знания, но и навыки, и даже опыт решения практических задач, которые востребованы на реальном производстве. — Как предприятия влияют на образование? — Два года назад совместно с Нижнетагильским филиалом УрФУ и СибГИУ мы разработали программу инженерного бакалавриата. Она построена на идее дуального обучения. Студент получает теоретические знания в образовательном учреждении, а практические — на заводе. Курс строится вокруг реальных проектов на производстве. С сентября 2023 года по программе начали учиться первые студенты. Уже с первого года обучения они начинают выполнять практические задания. Мы также подписали соглашение о создании консорциума с СибГИУ и УрФУ, что позволит нам не только готовить кадры, но и заниматься научно-исследовательскими проектами. — То есть студент уже во время учебы получает гарантии трудоустройства? — Да. На последних курсах обучения студенты уже могут совмещать обучение и работу, получать зарплату. — Но почему компаниям приходится заниматься этими программами? «Технарям» и так каждый год выделяют дополнительные места в вузах — Несколько лет назад мы заметили, что количество бюджетных мест в университетах по инженерным специальностям начали стремительно сокращать. Они не заполнялись, все меньше выпускников их выбирали. Нам важно было снова наполнить этот поток и заинтересовывать абитуриентов поступать на востребованные специальности. — Сказывается сложность поступления на технические направления? — Многие абитуриенты стараются не «заужать» возможности. Им кажется, что если выбрать профессию механика, то ты будешь механиком где угодно. А якобы если выбрать профессию металлурга — ты будешь работать только на металлургическом производстве. Еще одно ограничение заключается в том, что для поступления на любую инженерную специальность нужно сдать ЕГЭ по физике и математике. У многих есть убеждение, что надо готовиться уже с пятого класса. Если знания по математике в школе не блестящие, то подросток считает себя гуманитарием и не представляет себе, что может успешно сдать ЕГЭ по ней. — То есть решать проблему надо еще в школе, на уровне подготовки к ЕГЭ? — Да, и мы помогаем в этом. У нас стартовал проект «Академия карьеры ЕВРАЗа». Он тесно связан с инженерным бакалавриатом. Это единая цепочка — школьник с нашей поддержкой может бесплатно подготовиться к ЕГЭ, сдать его, поступить в вуз и прийти к нам на работу. Мы начали бесплатные занятия по подготовке к ЕГЭ по математике и физике. Они проводятся онлайн, так как в программе участвуют ребята из других городов. Но есть и очные группы. В курс входят профориентационные встречи с экспертами ЕВРАЗа, на которых они рассказывают о профессиях в компании, какое образование требуется. Проводится очный интенсив, во время которого мы знакомим ребят с предприятием, а иногородних — еще и с городом. Они также проходят олимпиады и чемпионаты, которые позволяют получить дополнительные баллы ЕГЭ для поступления. — В чем выгода вузов от таких инициатив? Просто в увеличении числа бюджетных мест и студентов? — Такие программы повышают престиж вузов, привлекают абитуриентов, способствуют развитию научно-исследовательской базы. Эта практика распространена во многих отраслях промышленности и экономики. Нас также поддержали федеральные учебные заведения — МФТИ, МИФИ. Они заинтересованы в повышении уровня подготовки школьников по базовым предметам. — Тогда может не всем нужно всем гнаться за дипломом? Или добиться успеха без «вышки» невозможно? — Это личное решение каждого человека. Сейчас рабочие профессии не менее интересны, что подтверждает мой опыт взаимодействия с нашими рабочими. Мы видим, что рабочие специальности крайне востребованы на рынке. Но от уровня образования зависит работа, которой планирует заниматься человек. Окончив техникум и получив рабочую профессию, молодой человек может стать очень востребованным рабочим, дорасти до мастера и начальника участка. Но если ему больше интересна инженерная работа, то потребуется высшее образование. Оно даст возможность стать востребованным экспертом на производстве, а в будущем — топ-менеджером компании. Мы рады видеть у себя специалистов как со средним специальным, так и с высшим образованием. А тем, кто профильного образования не имеет, мы готовы дать рабочую профессию в наших учебных центрах.