Что такое «принцип светофора», по которому банки будут оценивать клиентов

0
32

Что такое «принцип светофора», по которому банки будут оценивать клиентов

С 1 июля в России были введены новые законодательные проекты и правила. Не остались в стороне и финансовые учреждения. С пятницы, 1 июля в РФ заработала антиотмывочная платформа Центрального банка РФ «Знай своего клиента» (ЗСК), с помощью которой финансовые организации будут по новым правилам оценивать, не причастны ли их клиенты к проведению сомнительных операций.

Что означает «принцип светофора»

В зависимости от степени риска нарушения антиотмывочного законодательства, кредитные учреждения и Банк России будут делить клиентов —ИП и юридических лиц по принципу светофора на три группы: «зеленую», «желтую» и «красную».

Что такое «принцип светофора», по которому банки будут оценивать клиентов

Предприниматели, которые попадут в «красную» группа, будут значительно ограничены в возможности осуществлять операции. Фактически они лишатся стандартных банковских услуг, банки смогут расторгать с ними договоры и отказываться заключать их. Услуги, которые будут доступны компаниям из данной категории, — это операции для «обеспечения жизнедеятельности» предприятия (взаиморасчеты с государственными органами или работниками). По данным регулятора, таких организаций немного — всего 0,7%.

В «желтую» группу могут попасть предприниматели, которые ведут реальную экономическую деятельность, но допускают сомнительные операции. К ним крайние меры, типа полного ограничения доступа к банковским услугам, применяться не будут. Компаний из пограничной «желтой» группы еще меньше — 0,3%.

Контроль за клиентами из «зеленой» группы будет слабее. Но и низкорисковые компании могут столкнуться с ограничениями финансовых учреждений, если проведут расчеты с сомнительными контрагентами.

Как и кто будет отслеживать клиентов

Из документа, в котором описан регламент взаимодействия банков с ЦБ в рамках платформы ЗСК, следует, что кредитные организации должны будут через личные кабинеты ежедневно передавать регулятору информацию о составе и объеме своей клиентской базы. Речь идет о перечне юрлиц и ИП, которым был присвоен либо средний, либо высокий уровень риска. Причина, по которой клиент отнесен к той или иной группе, должна указываться в виде цифрового кода.

Оценивать клиентов регулятор будет на основе собственных данных, а участники рынка — опираясь на внутренние правила контроля в области противодействия обналичиванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). По закону оценка, которую ЦБ присвоит конкретному юрлицу или ИП, может быть использована банком в качестве дополнительной.

<!—