Международная исследовательская группа лингвистов, в которую вошли ученые из Санкт-Петербурга, Москвы и Мадрида, выяснила, какую роль в речи играют тавтологии. Оказалось, что это не ошибка или признак плохого владения языком, а способ передать максимум информации о незнакомом объекте или субъекте, сообщает пресс-служба СПбГУ, сотрудники которого приняли участие в исследовании.
Тавтологии есть во многих языках, иногда их используют специально, но чаще человек просто не замечает их в своей речи. Например, фраза "Петя — это Петя" позволяет, как выяснили ученые, очень много сказать о человеке одним словом.
В частности, если некий Петр все время опаздывает и заставляет себя ждать, то при очередном появлении позже оговоренного времени его поведение могут охарактеризовать тавтологией.
И даже если в компании присутствует человек, который видит Петю в первый раз, он без дополнительных объяснений поймет, что тот любит опаздывать.
Этот механизм работает за счет абдуктивных инференций — этот термин в логике означает систему, когда собеседник может получить нужную информацию и сделать из нее очевидный вывод без дополнительных объяснений. То есть, если Петя не опоздает, то тавтологией об особенностях его поведения уже не рассказать.
Кроме того, тавтология действует только относительно каких-то постоянных переменных, которые не подлежат сомнению.
Первые исследования были проведены с тавтологиями на английском, но в ближайшее время лингвисты намерены проверить, как эти фигуры речи работают и в других языках. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Pragmatics.