Ученые из Нижнего Новгорода предложили метод вакцинации от рака

Ученые из Нижнего Новгорода предложили метод вакцинации от рака

Ученые по всему миру работают над тем, чтобы раковые клетки умирали более эффективно, и при этом окружающие здоровые ткани не страдали. Один из самых перспективных способов онкоборьбы — активация иммунной защиты организма. Нижегородские ученые придумали способ, который можно назвать вакцинацией от рака.

Специалисты испытали новые варианты фотосенсибилизаторов (особых химических веществ, реагирующих на свет) в противораковой терапии и обнаружили их высокую эффективность.

— Мы выбрали несколько вновь синтезированных фотодинамических агентов (фотосенсибилизаторов) для своих экспериментов, — рассказала "РГ" один из авторов исследования, директор Института биологии и биомедицины Университета Лобачевского Мария Ведунова. — Сначала в пробирках увидели активацию иммунной системы. Потом раковые клетки вырастили в пробирке, убили их нашим агентом, причем убили так, чтобы спровоцировать иммунную систему на ответ. Привлечение внимания иммунной системы к опухолевому очагу произошло в результате выброса из погибающих клеток так называемых молекул опасности (DAMPs). Вкололи эти погибающие клетки животному, подождали неделю, а потом сделали прививку опухоли. И оказалось, что она не начала развиваться! То есть, эти ранее введенные погибшие клетки стали своего рода вакциной от рака.

Иммунитет вступает в борьбу с выжившими злокачественными клетками, что позволяет достигнуть долговременной ремиссии или даже полного выздоровления пациента. Статья с исследованием опубликована в журнале Scientific Reports, называется она "Новая фотодинамическая противораковая терапия на основе порфиразинов".

Новые варианты фотосенсибилизаторов из группы порфиразинов были синтезированы сотрудниками Института металлоорганической химии имени Разуваева Российской академии наук. В планах ученых — показать эффективность такой терапии при таких патологиях как глиома (опухоль головного мозга). Задача сложна тем, что головной мозг имеет ограниченный иммунный ответ.