Для православных день 11 сентября — один из главных церковных праздников осени.
Какова история и традиции этого торжества?
Усекновение главы Иоанна Предтечи. XVI в., Греция, Афон, монастырь Дионисиат
Дарья ИВАШКИНА
Журналист «КП» Казалось бы, событие, о котором вспоминают в этот день – печальное и даже скорбное: в темнице был казнен величайший из пророков. Церковь называет святого Иоанна «Пророком, Предтечей и Крестителем Господним». Сам Христос засвидетельствовал о нем в Евангелии от Матфея: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Наверное, поэтому имя «Иван» испокон веков было самым любимым и распространенным на Руси.
Стал большим церковным торжеством и день 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Этот праздник не относится к числу самых главных, но в народе нашем он почитался и проводился по-особому, торжественно и чинно. Строгий пост в этот день налагают на себя даже те верующие, кто не особенно склонен воздерживаться от животной пищи на протяжение года. В этом обычае самоограничения – дань уважения к аскетической жизни Иоанна Крестителя. Известно, что, обитая в пустыне, пророк питался диким медом да чахлой растительностью. И еще: отчасти пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи направлен также против греха чревоугодия и пьянства, поскольку убит Креститель Иисуса был по приказу царя Ирода во время хмельного пиршества.
Казнь Иоанна Крестителя стала следствием семейной драмы, длительное время нагнетавшейся в доме Ирода Антипы, правителя Иудеи (в Евангелии именуется царем). У него был родной брат Филипп, который незадолго до тех роковых событий продал свою часть наследства – четверть территории Иудеи — Ироду Антипе, после чего уехал вместе с женой Иродиадой в Рим. Там Филипп купил богатый дом и начал жить в свое удовольствие как частное лицо. Но Иродиада, успевшая вкусить на родине царских почестей, не могла смириться с ролью обычной, хотя и очень богатой, горожанки. И когда в Рим приехал по своим делам Ирод Антипа и поселился в доме у брата, Иродиада ухитрилась соблазнить деверя. Ведь в глазах этой тщеславной женщины Ирод Антипа был хоть и маленьким, полностью зависимым от Рима, но – царем. И безвольный Ирод Антипа тайком взял жену брата с собой в Иерусалим.
Случившееся обсуждалось в Иудее на всех перекрестках, и громче всех обличал греховный поступок царя не кто иной, как уважаемый в народе Пророк – Иоанн Предтеча. Ирод Антипа под давлением Иродиады арестовал Иоанна и заключил его в дворцовую темницу, но при этом не перестал почитать Крестителя как умного и святого человека. Он часто беседовал со своим гостем-пленником в саду, и, конечно, все это очень беспокоило Иродиаду. Положение ее при особе царя не могло быть прочным, пока Иоанн Креститель имел влияние на Ирода Антипу.
И вот наступил день рождения Ирода Антипы, гости собрались на пир в его хоромах. Иродиада замыслила и осуществила коварный план: когда царь и другие пирующие опьянели, она выпустила перед ними свою дочь Саломею, которую привезла из Рима. Двенадцатилетняя девочка принялась танцевать перед Иродом Антипой, и тот, разомлев, пообещал ей за такое развлечение любую награду. «Проси голову Иоанна Крестителя», — велела дочери Иродиада. Услышав от ребенка столь дикую просьбу, царь, как сказано в Евангелии, опечалился, но, не желая уронить достоинства перед гостями, приказал стражнику отрубить Иоанну Крестителю голову и принести ее в пиршественный зал на блюде. Так свершилось самое большое в истории человечества преступление «по пьяному делу».
Можно, конечно, упомянуть о том, что мать и дочь жестоко поплатились за содеянное – они оказались в ссылке в горах Испании, где и сгинули в нищете. Но важный урок, который вынесли верующие из того далекого и грустного события – тот, что человеку надо все время следить за собой, не терять контроля над своими поступками, жить собственным разумом и уметь признавать и исправлять свои ошибки – в том числе и публично.