Правительство продолжает работу по снижению административных барьеров в строительстве: в скором времени «регуляторной гильотине» будут подвергнуты ещё три тысячи строительных норм. Об этом на совещании президента с правительством сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин.
«Мы отменили обязательные требования в области СНИПов и ГОСТов. На сегодня из 10 тысяч у нас 3 тысячи стали рекомендательными, а оставшиеся 7 тысяч мы на 90% переработали, упростили и сделали максимально приближенными к современным требованиям. При этом работа на этом не останавливается, мы еще планируем 2-3 тыс. норм привести в соответствие», — доложил президенту Марат Хуснуллин.
Правда, по словам вице-премьера, кое-что мешает этой работе. «У нас сегодня семь федеральных органов власти устанавливают отдельные требования в строительстве. Эти требования не всегда соответствуют друг другу, зачастую разнородны и противоречивы. Сегодня их необходимо привести в соответствие друг с другом либо отменить. Мы предлагаем эту работу в виде нашего штаба, который есть, по региональному развитию, куда входят все органы власти, провести, согласовать и в максимально короткое время упорядочить, гармонизировать и обеспечить исключение внутренних противоречий. Это, самое главное, даст нам возможность упростить, удешевить строительство и внедрить новые технологии», — сообщил Марат Хуснуллин.
Отчитался вице-премьер и о работе правительства с органами законодательной власти: в весеннюю сессию Госдума приняла полсотни значимых для строительной отрасли поправок в девять федеральных законов. Принятые изменения, например, расширили градостроительные полномочия субъектов РФ, что позволит эффективнее развивать территории, упростили регистрацию прав на новые объекты, дали право государственным заказчикам выбирать между аукционом и конкурсом с квалификационным отбором на проведение строительных работ, а также заключать контракты на строительство «под ключ» — когда в одном лоте разыгрывается и проектирование, и строительство, и поставка оборудования. «Это, безусловно, позволит повысить качество предлагаемых решений, сроки, снизит стоимость и позволит вести здоровую конкуренцию», — отметил Марат Хуснуллин.
Также в отчёте Хуснуллина прозвучала информация о повышении эффективности работы государственных заказчиков («повышаем их качество и оптимизируем количество»), о влиянии пандемии на ввод жилья («прикладываем все силы, чтобы ликвидировать отставание»), об успехах ипотечных программ («спрос мы простимулировали»), о перспективах выпуска инфраструктурных облигаций для реализации крупных проектов в сфере жилищного и транспортного строительства («в рамках дефицита бюджетных средств это будет хорошим механизмом развития жилищного строительства»), а также о расселении аварийного жилья («33 региона в этом году программу этого года уже выполнили»).
«С учетом изложенного» вице-премьер предложил президенту следующее:
- обеспечить строительство для опережающего выполнения программ оборотными средствами на возвратной основе ежегодно;
- подготовить законодательные предложения по созданию и укрупнению госзаказчиков, в том числе путем учреждения и реорганизации существующих заказчиков;
- принять меры, обеспечивающие устойчивый рост ипотечного жилищного кредитования;
- представить согласованные предложения по выпуску инфраструктурных облигаций в целях развития жилищного и транспортного строительства;
- подготовить изменения в законодательство и программу расселения ветхого и аварийного жилья, признанного таким после 1 января 2017 года; направить 50 миллиардов рублей на опережающее расселение аварийного жилья и субсидировать процентную ставку по кредитам на реализацию этой программы.
«В случае если все предлагаемые подходы будут реализованы, мы сможем на деле улучшить ситуацию в жилищном и транспортном строительстве, выполнить национальные цели. Как показывает практика, тем, кто действительно хочет работать, уже можно достичь результатов сегодня. А принятые и реализованные решения только помогают достичь необходимых результатов», — подчернул Марат Хуснуллин.
Президент согласился, что инфраструктурные облигации – «хороший инструмент» при аккуратном использовании, укрупнение госзаказчиков – тоже неплохо, «даже уверен, что хорошо», а чтобы ускорить программу по расселению аварийного жилья, да ещё и включить в неё жильё ветхое, нужно серьёзно поработать с Госдумой, и с Минфином, и ещё с ЦБ, — «там тоже возможны различные инструменты привлечения финансирования».