Процесс ввода в эксплуатацию малоэтажного жилья предложили сократить вдвое. С соответствующей инициативой в Минстрой обратилась «Деловая Россия». Идею поддержали в Госдуме и Общественной палате РФ. Снятие излишних барьеров позволит снизить стоимость малоэтажек, считают инициаторы.
Сегодня процедуры, которые проходят застройщики для получения разрешения на ввод готовых домов в эксплуатацию, занимают около 2,5 месяцев. Всё это время девелоперы продолжают выплачивать проценты по проектным кредитам и не могут раскрыть свои эскроу-счета, в итоге расходы отражаются на стоимости жилья, рассказал «Известиям» член генсовета, руководитель подкомитета по малоэтажному и коттеджному строительству «Деловой России» Владимир Прохоров.
«Особенно негативно это сказывается на рынке малоэтажного жилья, поскольку строительство дома девелопером занимает тоже несколько месяцев. Таким образом, время до раскрытия эскроу-счетов увеличивается почти вдвое, за этот период себестоимость объектов вырастает примерно на 2%», — подчеркнул он.
Около 2,5 месяцев — это регламентное время, но процесс может растянуться на 1–2 года, отметил вице-президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Валерий Артемьев. Причина – не все пока что освоили электронный документооборот. В итоге через установленный срок застройщики получают сообщение, что бумага неправильно оформлена, переделывают, и затем оказывается, что опять что-то сделано неправильно. «Мы считаем, что систему необходимо совершенствовать, а также предусмотреть альтернативу с возможностью подачи документов живым людям», — говорит Артемьев.
«Деловая Россия» обратилась в Минстрой с предложением сократить срок процедур по выдаче разрешения на ввод домов в эксплуатацию до одного месяца. Также предлагается обязать банки снижать ставки по проектным кредитам до минимальных 0,5% на период прохождения застройщиком этапа передачи объекта в эксплуатацию. Снятие излишних барьеров приведет к снижению финансовой нагрузки на девелоперов, что может уменьшить стоимость домов.
Инициативу поддержали в Госдуме, Общественной палате России и в Общественном совете при Минстрое. «Мы поддерживаем любую инициативу по сокращению бюрократии и бумажной волокиты. Уменьшить длительность процедур можно, отменив ненужные бумаги и тем самым сократив количество причин для отказа. Так сузится и коррупционный коридор, улучшится настрой у бизнеса», — сообщил «Известиям» первый зампред Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.
Сокращение административной нагрузки на бизнес необходимо не только для частных компаний, но и в целом для повышения инвестиционной привлекательности этой сферы, поэтому движение в сторону устранения бюрократических преград только приветствуется. Сейчас выходит, что за каждый лишний день согласований платит конечный потребитель. Это, безусловно, снижает доступность жилья, особенно в регионах, высказал мнение депутат Госдумы Виктор Зубарев.
«Инициатива не просто своевременная, но даже несколько запоздавшая: сокращение срока проверочных мероприятий было бы логичным дополнением проектного финансирования изначально», — полагает первый зампред комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. Сокращение сроков не потребует от государства ничего, кроме более внимательного и четкого отношения к своим функциям и понимания общей госполитики на местах, добавил он.
Власть ведет планомерную работу по снижению административных барьеров, однако сейчас, в условиях кризиса, нужно ускориться, считает руководитель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов. Причем речь идет не только о малоэтажном жилье, хотя оно и оказалось в этой ситуации наиболее уязвимым, добавил он.