Госдума приняла два правительственных закона, направленных на реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности и отказ от устаревших и избыточных требований к бизнесу — так называемой «регуляторной гильотины».
Первый закон — об обязательных требованиях к бизнесу — определяет принципы их введения и оценки их применения. Он оговаривает общие условия для введения обязательных требований в законодательстве с учетом рисков причинения вреда и минимизации негативных последствий. Второй — о госконтроле — расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий, а также закрепляет приоритет проведения профилактических мероприятий по отношению к надзору и предусматривает применение риск-ориентированного подхода.
Закон о госконтроле допускает возможность освобождения от плановых проверок в случае страхования рисков причинения вреда из-за нарушения обязательных требований. Такая возможность должна быть закреплена в профильном законе о виде контроля. Аналогичным образом документ разрешает надзорным органам признавать результаты деятельности саморегулируемой организаций с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью ее членов. Это допускается, если предмет контроля СРО идентичен предмету вида контроля, а между СРО и надзорным органом заключено соглашение о признании результатов деятельности.
Закон предусматривает, что с 1 января 2023 года бизнес сможет обжаловать решения надзорных органов в рамках обязательных требований только после обязательного досудебного оспаривания. В экспериментальном режиме это правило будет применяться с 1 июля 2021 года, к этому сроку правительство должно определить соответствующие виды контроля. С этой даты должна начать действовать большая часть положений закона.
Закон об обязательных требованиях предусматривает, что они должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, но не ранее чем по истечении 90 дней после опубликования. Это правило не распространяется на акты, принимаемые в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, в случае угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций. Также исключение сделано и для актов в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ.
Срок действий обязательных требований — шесть лет. По результатам оценки их применения его могут продлить еще на такой же период, отмечает источник. Это правило не распространяется на нормативные акты, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства.