Представители строительной отрасли Петербурга прокомментировали заявление президента России Владимира Путина о необходимости снижения издержек в строительстве и, как следствие, цен на жильё. Для них издержки, в первую очередь, – необходимость тратиться на строительство инфраструктуры. Но именно такова сегодня политика Смольного.
«Тезис о снижении издержек прозвучал на фоне ещё более важного тезиса президента о том, что социалка должна обеспечиваться и реализовываться не бизнесом, а региональными властями, как это было всегда. Её нужно «вытаскивать» из строительной себестоимости. В таком контексте мы можем сказать только одно: ура, лёд тронулся!» — сообщил корреспонденту «ДП» руководитель холдинга LEGENDA Василий Селиванов.
По его словам, социальная и дорожная инфраструктура в стоимости квадратного метра жилья составляет как минимум 15 тыс. рублей. «Давно и всем понятно, что внутри самой строительной себестоимости снижать уже нечего. Всё, что можно, строители уже оптимизировали», — подчеркнул Селиванов.
По мнению гендиректора компании «Главстрой Санкт-Петербург» Александра Лелина, строители могли бы сэкономить ещё на машино-местах, которые им предписано создавать по нормам градостроительного проектирования. «Один из резервов, который можно использовать и внедрить на федеральном уровне, учитывая рост востребованности услуг такси и каршеринга, — производить расчёт норматива по машино-местам исходя из транспортной обеспеченности проекта. Это позволит существенно сократить затраты на строительство жилья класса стандарт», — считает Лелин. Можно ещё отказаться от коллективных ТВ-антенн и радиоточек с медными проводами. Последними жители даже не пользуются, но ежемесячно вносят плату, отмечает эксперт.
Гендиректор «Дальпитерстроя» Аркадий Скоров напомнил о «куче всяких согласований»: «Плата за экологию, кадастровые какие-то непонятные работы… Куча маленьких платежей — по 50 тыс., по 100 тыс. И такие маленькие платежи набегают, и в конечном итоге получается достаточно приличная сумма». Если их отменить, то жильё станет дешевле, уверен он.
«Конечно, есть административные барьеры, они не всегда впрямую приводят к издержкам, которые можно посчитать, но они затягивают сроки строительства и требуют каких-то ненужных действий, — отметил исполнительный директор компании «Решение: консалтинг и исследования рынка» Владимир Сократилин. — Конечно, административные барьеры нужно устранять независимо от того, что об этом сказал президент, чтобы бизнес себя чувствовал лучше. Об этом всегда говорится, но никакие барьеры в реальности не снижаются. Наоборот, на бизнес оказывается всё большее и большее давление».
По мнению гендиректора СРО «Объединение строителей СПб» Алексея Белоусова, «корень зла» необходимо искать в коррупции. «У нас, к сожалению, по-прежнему существует коррупционная составляющая в стройке, — отмечает он. — Её можно практически исключить, если мы перейдём на »бесконтактные» способы общения с чиновниками, на цифровые методы работы. Вторая проблема — это наши монополисты, которые умудряются взять деньги за всё, за что только можно взять. Я думаю, что все эти инвестиционные составляющие, которые включены в тарифы, подключения, за которые берут совершенно фантастические деньги, — это огромный потенциал к снижению себестоимости. И третья проблема, которая могла бы быть решена, — это избыточные административные барьеры. Во многом они являются триггерами, которые включают коррупцию».
По мнению Алексея Белоусова, перечисленные меры дали бы возможность снизить себестоимость жилья как минимум на 10%.