Количество автомобилистов в России будут сокращать

0
143

Количество автомобилистов в России будут сокращать

Власти решили избавить 74 российских города от пробок на дорогах и смога

Власти намерены пересадить россиян из личных автомобилей в новый экологичный транспорт. Об этом говорится в федеральной программе, которая коснется 74 российских городов. Проект позволит забыть о пробках на дорогах и смоге, уверяют чиновники. Однако эксперты говорят URA.RU, что программа не так однозначна.

На встрече с бизнесменами в рамках международной выставки «Иннопром», которая проходит 5—8 июля в Екатеринбурге, премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что правительство поможет регионам закупить новые автобусы, трамваи, троллейбусы и модернизировать инфраструктуру. Соответствующее постановление кабмин уже принял, уточнил он.

Количество автомобилистов в России будут сокращать

Вице-премьер Марат Хуснуллин всерьез взялся за инфраструктуру регионов

Проект разрабатывает вице-премьер Марат Хуснуллин в рамках Фронтальной стратегии развития страны. На совещании с губернаторами он объяснял, что в России возникла «очень опасная тенденция»: за последние 10 лет пассажиропоток в общественном транспорте сократился на 19%. «Люди пересаживаются в автомобили. Мы не успеваем строить и ремонтировать дороги. Если кардинально не изменим подходы к развитию общественного транспорта, то все города загоним в пробки», — сказал чиновник. Он добавил, что

в результате реализации программы человек должен тратить на дорогу от дома до работы не более 15 минут.

К 2030 году «новый облик городского общественного транспорта» должен появиться в 74 городах (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Магнитогорск, Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Ноябрьск, Оренбург, Архангельск и другие). На программу планируется потратить почти 2 трлн рублей.

Количество автомобилистов в России будут сокращать

Челябинский губернатор Алексей Текслер (на фото) уже запустил строительство метротрама в областном центре

Инфраструктурные бюджетные кредиты под этот проект получат Челябинск (на создание метротрама) и Нижний Новгород (на строительство четырех станций метро). ВЭБ прокредитуют модернизацию транспортных сетей и обновление подвижного состава в Йошкар-Оле, Южно-Сахалинске, Уфе, Курске и Астрахани.

Основой пассажирских перевозок, по мнению правительства РФ, должен стать электротранспорт. Прежде всего, рельсовый. В агломерациях, как писало URA.RU, будут вводиться «городские электрички». Там, где есть трамваи, будут реконструировать действующие линии и строить новые (Екатеринбург, Воронеж, Таганрог и т. д.).

С троллейбусами сложнее. Во многих городах троллейбусные перевозки закрыты. В Кургане их ликвидировали в 2016 году, а сетевое хозяйство сдано в металлолом. С улиц Тюмени троллейбусы исчезли — в 2009 году. В Челябинске в 2018 году разразился скандал из-за заявления местных чиновников, что троллейбусы городу не нужны. В итоге их передали с муниципального на региональный уровень. В Екатеринбурге в 2017 году тоже призывали отказаться от троллейбусов, но и там их сохранили.

По словам специалиста по транспортному развитию Института территориального планирования «Урбаника» Ильи Резникова, троллейбусы — это архаичный вид транспорта. «Провозная способность троллейбуса такая же, как у автобуса, но организация его движения стоит дороже», — объясняет Резников.

Конкретных проектов в городах пока единицы, поэтому сложно сказать, в каком направлении будут двигаться регионы. Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин говорит, что для каждого города нужно считать, какой вид транспорта будет выгоднее. «Если в городе есть инфраструктура электротранспорта, и политически, и экономически правильно ее сохранить», — сказал Валдин URA.RU.

В ближайшее время появится еще один инструмент, который поможет обновить городской транспорт. Минтранс разработал законопроект о концессиях в этой сфере. Предполагается, что ремонтом и строительством инфраструктуры, закупкой автобусов, трамваев, троллейбусов и перевозкой пассажиров будут заниматься частные инвесторы. Но тарифы и маршруты будут разрабатывать местные власти. Директор Института транспортного планирования Михаил Якимов считает, что концессии вкупе с инфраструктурными кредитами — едва ли не единственная возможность улучшить перевозки в городах: ни муниципальные, ни госпредприятия, ни частные инвесторы «не смогут самостоятельно решать вопрос обновления своего подвижного состава», так как это дорого.

Примеры такого взаимодействия властей с бизнесом уже есть. В Екатеринбурге компания «Мовиста Регионы» (связана с «Трансмашхолдингом») будет строить трамвайную ветку до Верхней Пышмы. В Таганроге (Ростовская область) власти передали в концессию группе «Синара» все трамвайное хозяйство (проект финансируется с участием ВЭБ). В ближайшие несколько лет в городе планируется реконструировать инфраструктуру и полностью заменить подвижной состав, прибыль от перевозок будет получать инвестор. В Санкт-Петербурге в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) запущен проект скоростного трамвая «Чижик».

Однако директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин видит опасность в этом подходе:

бизнес заинтересован, чтобы затраты окупились скорее, а власти не заинтересованы в резком росте стоимости проезда. «Поднять тарифы — значит, создать социальное напряжение», — объяснил эксперт URA.RU.

Чиновники считают, что после замены устаревшего транспорта увеличится пассажиропоток. Уже сейчас, как прописано во Фронтальной стратегии, «61% россиян готов пересесть в общественный транспорт». Но, чтобы это произошло, по мнению эксперта Ильи Резникова, автобусы и трамваи должны быть комфортными, нужно вводить платные парковки в центре городов и развивать пешеходные пути. «Если человеку некомфортно идти до остановки, он не пересядет на общественный транспорт. Так что это комплексная история», — резюмировал Резников.