Укладка бордюра – необходимая операция при строительстве городских дорог и благоустройстве территорий. Для изготовления бордюрного камня применяется бетон определенных марок, который полностью вытеснил гранит, популярный еще лет 50 назад.
Виды бордюра
В зависимости от назначения условно выделяют бордюр магистральный, дорожный и тротуарный. Иногда используют термины «декоративный» или «садовый». Применение этих разновидностей не требует пояснений. Также понятно, что магистральный бордюр отличается наибольшими размерами и весом, а тротуарный или декоративный бывает более тонким и легким.
Бордюр различают по форме: прямой (обозначается БР), криволинейный или радиусный (БК) и скошенный (БС). Например, БР 100.30.15 обозначает изделие прямой формы длиной 100 см, высотой 30 см и толщиной 15 см. В маркировке криволинейных изделий присутствует еще и четвертая цифра – радиус кривизны в метрах.
Зачем нужен бордюр
- Главное предназначение дорожного бордюра – укрепление дороги. Бортовой камень устанавливают еще на этапе устройства основания полотна Он предотвращает размывание обочин и откосов дождем и талыми водами и в конечном итоге существенно продлевает срок службы дорожного полотна.
- Кроме того, дорожный бордюр выполняет разделительную роль: отделяет проезжую часть от тротуара, обозначает зоны с разными функциями при благоустройстве территорий.
- Еще одна очевидная функция – эстетическая. Оформление бордюром придает любой дороге законченный и гармоничный вид.
Технология производства бордюра
Существует две технологии изготовления бортового камня из бетона: путем вибропрессования и путем вибролитья. Разница состоит в том, что в первом случае изделие изготавливается на вибростоле с применением специальных прессов, а во втором – просто выдерживается определенное время на вибростоле.
Изделия, изготовленные с помощью вибропрессования, имеют лучшие прочностные характеристики. Методом вибролитья целесообразно производить небольшие партии разнообразных по ассортименту изделий, для которых важны эстетические качества.