Монтаж воздушных линий связи на опорах: практические рекомендации

0
616

Прокладка слаботочных кабельных линий на большие расстояния вне плотной городской застройки традиционно выполняется воздушным путем по столбовым опорам.

Такой способ остается довольно популярным из-за относительной простоты и невысокой затратности. А также из-за простоты и дешевизны последующий обслуживаний, диагностики и ремонтов линий.

Монтаж воздушных линий связи на опорах – процесс многостадийный, и каждый этап накладывает на монтажников высокую степень ответственности из-за значительной масштабности сети.

Наибольшее количество вопросов обычно связано с процессами установки столбов, а также крепления и подвеса кабеля на тросе. На них мы и остановимся.

Этапы прокладки слаботочных воздушных линий на опорах

Первым и самым важным этапом является разработка проектной документации для воздушной линии связи. Она выполняется в строгом соответствии с нормами СНиП, ДБН, ГОСТ. А также в согласии с ПУЭ и прочей отраслевой нормативной документацией, регламентирующей эту сферу (например, СП, ТСН и т.д.).

Проект воздушной линии является основным документом, который используется при подготовке работ по подвеске проводных линий на столбах. В их число входят:

  1. Подготовка линейной арматуры, материалов, инструментов, техники.
  2. Выбор и подготовка опор.
  3. При строительстве новой линии – изготовление и оснастка опор.
  4. Разбивка трассы на участки.
  5. Доставка опор на место монтажа.
  6. Подготовка углублений в грунте под опоры.

После проектирования и согласования наступает этап монтажа оптор (металлических или железобетонных) с последующим укреплением их в грунте и расположением на них опорных елементов (крепежей).

После установки опор воздушных линий подготавливаются кабели (провода) и материалы для монтажа проводных линий на опорных конструкциях. В частности, выполняется раскатка проволоки для подвесов и соединение проводников.

После этого провода подвешиваются. Регулируется их расположение, натяжение. Выполняется вязка проводников на изоляторах. Теперь рассмотрим процедуру монтажа и укрепления опор воздушных линий и конструкций подробнее.

Монтаж и закрепление опор воздушных линий

Для работ понадобится бурильный и крановый автотранспорт. Перед работой он стропуется.

Установка опоры в яму выполнятся стандартно – стрелой и лебедкой. Для направления подвешенной опоры используется рогач. Выверение по вертикали и в створ общей линии выполняется до того, как будет снят подъемный канат.

После выверения яма засыпается и материал засыпки трамбуется послойно. Слои грунта в толщину должны быть 15-20 см. Трамбовка выполняется механическими устройствами или вручную. Излишки сыпучих материалов используются для подсыпания вокруг опоры конусом.

Если условия не позволяют автоматизированную установку опоры, ее монтируют вручную, с помощью рогачей и багра, постепенно поднимая с одной стороны и подвигая к дну ямы. Перед работой нужно уложить впритык к противоположной стене ямы доску, в которую будет упираться комель опоры. После установки опоры доску убирают, а столб ровняют и фиксируют так же, как и при машинном монтаже.

При выравнивании углового столба нужно обеспечить ему небольшой уклон в сторону, которая противоположна действию сил натяжения линии.

Выравнивание опор сопровождается их кантованием с учетом будущего расположения крюков или траверсов (они должны быть перпендикулярны трассе).

Перед подвеской кабельной линии на угловых столбах они должны крепиться оттяжками или подпорками. Эти фиксаторы должны располагаться в плоскости, которая делит на 2 равные части угол между кабелями на опорной конструкции. Оттяжка приставляется с внешней стороны угла, подпорка – с внутренней.

Подвешивание проводных линий на опорах

Проверьте ваш кабель: для подвешивания годятся только марки с жилами из металла, в составе которых есть несущий канат из стали, а также те, которые разрешено подвешивать на стальных канатах.

При выборе кабельной продукции важно обратить внимание, что на воздушных опорах допустимо подвешивать оптический кабель до 1 килограма (общий вес с тросом не должен превышать один килограмм на метр). А телефонный кабель ТППэп можно монтировать по воздуху, если ёмкость кабеля не превышает 100 пар.

Кабели, не содержащие в себе опорные сердечники, подвешиваются стальными оцинкованными тросами на подвесках из того же материала.

Размеры подвесок и поясов, а также допустимые конструкции стальных тросов регламентированы – их можно найти в справочных таблицах соответствующей нормативной базы.

Канаты монтируются под проводами на дистанции 35 см от нижних траверсов или крюков. Для этого применяются столбовые консоли из чугуна или стали. Консоли заранее крепят на промежуточных столбах шурупами-шестигранниками (размер — 12х100 миллиметров).

Для монтажа воздушной проводной линии на внешних углах угловых столбов потребуются две консольные конструкции. А монтаж на внутренних углах выполняется с помощью сквозных болтов.

Если трасса делает резкий поворот (плюс-минус 90 градусов), для крепления троса используют две конечные связки.

На конечных опорах канаты фиксируют спец-клеммами, проволокой или струбцинами. Сращивать тросы на протяжении пролета запрещено!

Как разрешено подвешивать стальной канат и кабель по нормам?

Для начала нужно установить консольный и прочий монтажный конструктив на опорах. Затем готовят стальной трос, параметры которого зависят от веса провода и его типа. А также козлы-домкраты, которые устанавливают на грунте или транспортном средстве. После чего выполняют монтаж троса в следующем порядке:

  1. Размотка вдоль линии столбов.
  2. Фиксация на одном столбе.
  3. Навешивание на промежуточные консольные конструкции.
  4. Фиксация на последнем столбе (в лапы).
  5. Натяжение каната полиспастом (стрела подвеса и сила натяжения подбирается согласно нормативных таблиц в соответствии с параметрами троса и кабельной линии).
  6. Регулировка троса на конечном столбе.
  7. Закрепление каната (концевой заделкой на последнем столбе или в консольной конструкции – на промежуточном).

Подготовка провода включает размотку его с козел-домкратов (или транспорта) и укладку на землю вдоль линии столбов (на дистанции 1-1,5 метра от них). Затем:

  1. Подвешивают провод на трос (с вышки, выдвижной лестницы).
  2. Монтируют подвески через каждые 35 см (могут свободно свисать на тросе или сжимать кабель).
  3. Выверяют дистанцию от столбов до подвесок (не больше 17 см).
  4. Фиксируют подвесы поясами из металла.

Если невозможно зафиксировать провод на тросе на нужной высоте, его последовательно спускают ниже для выполнения соответствующих работ. Одновременно для фиксации кабеля можно опустить только один отрезок длиной от шести до десяти пролетов. При этом он должен висеть на расстоянии метр-полтора от земли.

На угловых и конечных столбах провод фиксируют с лестницы или поднимаясь на столб с помощью монтажных когтей и пояса.

Поднять провода к канатам можно скользящими двойными роликами. Для этого на ролике закрепляется отдельный трос, за который тянут с земли.

На промежуточных столбах кабельные участки под консольными конструкциями изгибают дугами. На угловых, конечных и начальных столбах оставляют запас в форме полукружия. Его радиус составляет от 12 до 15 кабельных диаметров.

Муфты монтируют у опоры с расстоянием до её оси, которое зависит от типа муфты:

  • прямая – 45-50 см;
  • разветвляющая – до 70 см.

Подвешивание проводов с опорным сердечником выполняется аналогично, но тут не потребуются работы по раскатке и фиксации отдельного несущего троса. Сердечник фиксируют на специальной консоли, установленной на столбе.

В конце монтажа воздушной линии связи обязательно нужно заземлить несущие тросы в началах на концах трассы. А также на каждом участке длиной 250 м.